Педагоги-психологи
А все ли Секреты общения с вашим ребёнком вы знаете?
Принципы построения общения взрослого с ребенком:
- Сохраняйте в семье единство взглядов по вопросам воспитания и общения с ребенком.
- Ребенок постоянно должен чувствовать, любовь близких к себе.
- Принимать ребенка следует таким, какой он есть, со всеми его особенностями.
- Проявляйте интерес к ребенку во время общения, кивком головы, одобрением и т. д.
- Поддерживайте стремление ребенка к общению со взрослыми членами семьи.
- Общение должно иметь положительный эмоциональный тон. Чаще улыбайтесь в процессе общения с ним.
- Замечайте успехи и достижения ребенка, радуйтесь вместе с ним.
- В общении с ребенком уделяйте внимание не только вербальной (речевой) стороне, но и не вербальной (неречевой). Используйте жесты, мимику, взгляд.
Возрастные особенности детей 2-3 лет
В этот период жизни у ребенка происходит интенсивное формирование активной речи, которое идет в процессе совместной деятельности со взрослым. Другой стороной является понимание речи взрослого. Педагогам и родителям нужно стимулировать высказывания ребенка, побуждать говорить о своих желаниях.
Восприятие ребенка этого возраста носит непроизвольный характер, он может выделить в предмете лишь его ярко выраженные признаки, часто являющиеся второстепенными.
Малыш в возрасте 2-3 лет способен различать:
— 5 форм (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал);
— 8 цветов (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный, фиолетовый, оранжевый).
Основной способ познания ребенком окружающего мира — метод проб и ошибок, поэтому дети очень любят разбирать игрушки. Важнейшей способностью, формирующейся к 3-м годам, становится способность к постановке какой-либо цели в играх и поведении. В связи с тем, что внимание, восприятие и память ребенка непроизвольны, он не может сразу прекратить что-то делать или выполнить сразу несколько действий. Узнать и запомнить он может только то, что ему понравилось или запомнилось «само по себе».
В этом возрасте дети очень восприимчивы к эмоциональному состоянию окружающих. Они очень подвержены так называемому «эффекту заражения»: если один начнет радостно скакать по группе, то, как минимум, еще три «лошадки» будет рядом с ним. Активное проявление и негативных и позитивных эмоций зависит от физического комфорта или его отсутствия (шарф может «кусаться», а колготки — «мокриться»).
Одно из условий уверенности и спокойствия ребенка это систематичность, ритмичность и повторяемость его жизни, т. е. четкое соблюдение режима.
Основными чертами ребенка 2-3 лет являются открытость, честность и искренность. Он просто не умеет скрывать свои симпатии или антипатии к кому или чему бы то ни было. Чувства ребенка неустойчивы и противоречивы, а настроение подвержено частой смене.
Возрастные особенности детей 3-4 лет
Младший возраст — важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром.
Психологи обращают внимание на «кризис трех лет», когда младший дошкольник, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих целей. Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления малышу большей самостоятельности и обогащения его деятельности новым содержанием.
Важно понять, что характерное для ребенка третьего года жизни требование «я — сам» прежде всего отражает появление у него новой потребности в самостоятельных действиях, а не фактический уровень его возможностей. К концу младшего дошкольного возраста начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети.
Память дошкольника 3-4-х лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго.
Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.
В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми.
К четырем годам рост ребенка достигает 100-102 см. Вес детей в среднем 16-17 кг (между тремя и четырьмя годами прибавка в весе составляет 2 кг).
Ребенок владеет разнообразными действиями с предметами, хорошо ориентируется в различении таких форм, как круг, квадрат, треугольник, объединяет предметы по признаку формы, сравнивает их по размеру (по длине, ширине, высоте). Он активно стремится к самостоятельности, уверенно осваивает приемы самообслуживания и гигиены. С удовольствием самостоятельно повторяет освоенные действия, гордится своими успехами.
В играх ребенок самостоятельно передает несложный сюжет, пользуется предметами-заместителями, охотно играет вместе со взрослым и детьми, у него есть любимые игры и игрушки. Он умеет заводить ключиком механическую игрушку, составлять игрушки и картинки из нескольких частей, изображать в игре зверей и птиц.
Ребенка отличает высокая речевая активность; его словарь содержит все части речи. Он знает наизусть несколько стихов, потешек, песенок и с удовольствием их повторяет. Ребенок живо интересуется окружающим, запас его представлений об окружающем непрерывно пополняется. Он внимательно присматривается к действиям и поведению старших и подражает им. Ему свойственны высокая эмоциональность, готовность самостоятельно воспроизводить действия и поступки, одобряемые взрослыми. Он жизнерадостен и активен, его глаза с неиссякаемым любопытством вглядываются в мир, а сердце и ум открыты для добрых дел и поступков.
Возрастные особенности детей 5-6 лет
Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки детского сада и личного опыта. Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению. Перспектива школьного обучения создает особый настрой в гpyппах старших дошкольников. Интерес детей к школе развивается естественным путем в общении с воспитателем, через встречи с учителем, совместные дела со школьниками, посещение школы, сюжетно-ролевые игры на школьную тему. Главное — связать развивающийся интерес детей к новой социальной позиции («Хочу стать школьником») с ощущением роста их достижений, с потребностью познания и освоения нового.
К этому периоду жизни у ребенка накапливается достаточно большой багаж знаний, который продолжает интенсивно пополняться. Ребенок стремится поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении. С другой стороны, широкий кругозор ребенка может являться фактором, позитивно влияющим на его успешность среди сверстников.
Появляется интерес к арифметике и чтению. Основываясь на умении представлять что-либо, ребенок может решать простые геометрические задачи. Ребенок уже может запомнить что-либо целенаправленно.
Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: интеллектуальные, моральные, эстетические.
Ha фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость.
Достаточно часто в этом возрасте у детей появляется такая черта, как лживость, т. е. целенаправленное искажение истины. Развитию этой черты способствует нарушение детско-родительских отношений, когда близкий взрослый чрезмерной строгостью или негативным отношением блокирует развитие у ребенка позитивного самоощущения, уверенности в своих силах. И чтобы не потерять доверия взрослого, а часто и оградить себя от нападок, ребенок начинает придумывать оправдания своим оплошностям, перекладывать вину на других.
Нравственное развитие старшего дошкольника во многом зависит от степени участия в нем взрослого, так как именно в общении со взрослым ребенок узнает, осмысливает и интерпретирует нравственные нормы и правила. У ребенка необходимо формировать привычку нравственного поведения. Этому способствует создание проблемных ситуаций и включение в них детей в процессе повседневной жизни.
Возрастные особенности детей 6-7 лет
На седьмом году жизни движения ребенка становятся более координированными и точными. В коллективной деятельности формируются навыки самоорганизации, взаимоконтроля, увеличивается проявление волевых усилий при выполнении заданий. Ребенок выполняет их уже целенаправленно, и для него важен результат.
Игровые действия становятся более сложными, игровое пространство также усложняется.
Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек.
В конструировании свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек, не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными телами. Уже могут освоить весьма сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные.
Восприятие продолжает развиваться. Однако могут встречаться ошибки, когда нужно одновременно учитывать несколько различных признаков.
Внимание становится произвольным. Время произвольного сосредоточения достигает в некоторых видах деятельности 30 минут.
Речь достигает высокого уровня развития. Ребенок не только безошибочно поизносит звуки, но и верно выделяет ударные слоги, изменяет слова по падежам, правильно образует сложные грамматические формы существительных, прилагательных и глаголов, согласует слова в предложении. Может объяснить значение сложных многозначных слов, а также точно выражать свое эмоциональное состояние.
Продолжается личностное развитие. Происходит развитие самосознания ребенка, что позволяет ему более точно и адекватно рассчитывать свои возможности. Он правильно воспринимает отношение к нему других людей.
К концу дошкольного возраста достижения ребенка связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми, развивается половая идентификация, формируется позиция школьника.
Выбираем детские игрушки
Умело подобрать игрушку родителям удаётся далеко не всегда. Дело в том, что многие чаще полагаются на свой вкус, выбирают яркие «ездилки», «прыгалки», «бегалки» (по сути бесполезные), которые в большинстве случаев ломаются через неделю и пополняют завалы в шкафах и ящиках для игрушек.
Между тем, игрушка всегда была основным средством воспитания ребенка. Она должна быть функциональной, действующей. Та, на которую можно только смотреть, бесполезна. Значит, ребёнку нужны только такие игрушки, с которыми он действительно может и будет играть. Малышу в два-три года лучше предлагать крупные игрушки,простые, без лишних деталей.
Дети охотнее принимают игрушки, в обобщённой форме передающие основные особенности изображаемых персонажей или предметов. Не обязательно, чтобы они были копиями животных, людей, вещей. Это полезнее для развития фантазии и для того, чтобы ребёнок быстрее понял: игрушка – не настоящая вещь, а её обозначение, образ. Такое понимание очень важно для умственного развития маленького человека.
Стоит обратить внимание на серьёзную деталь: игрушки должны быть выразительными (весёлыми, грустными, задорными, но не безликими). Тогда ребёнку в игре легче будет придумывать ситуации и награждать персонажей ролями.
Если в два-три года ребёнок освоил игрушки, помогающие воспроизводить знакомые ему действия взрослых (например, кукла и всё, что нужно, чтобы «уложить спать» и «накормить» её или машина, в которой можно перевозить кубики, катать зверушек), то на четвёртом году жизни малыш переходит к ролевым играм. Он сам теперь «повар», «доктор», мама» или «папа». К четырём годам дети, как правило, уже играют вместе, распределяя роли между собой.
Конечно же, теперь им нужны игрушки, которые помогут придумать разные сюжетные игры, войти в роль взрослых, занятых важным делом. Сейчас хороши тематические наборы – принадлежности «парикмахерской», «кухни», «врачебного кабинета», «кафе»… В этом возрасте дети стараются точно воспроизводить действия специалистов знакомых профессий, а для этого им нужны подходящие заместители «рабочих» предметов.
Лет с пяти для детей более важным становится придумывание новых ситуаций, приключения. Такие игры развивают фантазию, мышление, воображение. Много игрушек теперь не нужно. «Лётчику» теперь может быть достаточно шлема, «капитану» – подзорной трубы, «принцессе» – короны, а «воительнице» – волшебного оружия.
В пять-шесть лет, особенно если ребёнок играет один, он предпочитает быть режиссёром и раздавать роли игрушкам, а сам действуют и говорят за них. Для этого он нуждаются в достаточном количестве мелких игрушек (фигурок животных, пупсов, солдатиков, персонажей любимых сказок), которые могут ходить друг к другу в гости, участвовать в приключениях или жить знакомой ребёнку жизнью.
На особом месте стоит обучающая (дидактическая) игрушка. На втором-третьем году жизни для ребёнка она даже важнее сюжетной. Действия с предметами привлекают малыша. Он готов снова и снова разбирать и собирать пирамидку, матрёшку, проталкивать в коробку с вырезами фигурки определённой формы, насыпать в формы песок и высыпать его.
Так развивается целенаправленность действий, формируется умение сначала практически, а затем визуально определять форму и размер предметов, их цвет, соотносить их свойства между собой.
Для ребёнка постарше обучающие игрушки нужно подбирать в соответствии с его индивидуальными знаниями и умениями. Если он, например, любит конструировать и хотя бы с помощью взрослых может собрать модель катера или самолёта, покупайте ему такие модели. Многие девочки в четыре-пять лет с удовольствием создадут вместе с мамой мягкую игрушку, сошьют платье кукле.
Навыки усидчивости и внимания хорошо формируются при занятиях с настольными играми. Очень хорошо, если у ребёнка есть любимая кукла, машина, зверушка. Поддерживайте эту привязанность. Учите детей бережно относиться к игрушкам. Старые поломанные игрушки в воспитательных целях полезнее починить, подкрасить вместе с ребёнком, чем выбрасывать и спешить в магазин за новыми.
Новые игрушки должны появляться только для того, чтобы обогатить игру ребёнка, сделать её более содержательной. И ещё один момент, о котором нельзя забывать взрослым. Навязывать игры и пристрастия детям недопустимо. Игра есть игра, и она должна нравиться ребёнку!
Кризис трехлетнего возраста
В течение первых 3-х лет жизни ребенок меняется так сильно, как ни на одном из последующих этапов жизни.
К трем годам у него в большей или в меньшей степени формируется характер, свое индивидуальное отношение к миру, он научается действовать человеческими способами. У него складывается определенное отношение к себе.
Трехлетний возраст характеризуется как «трудный». Его трудность состоит в том, что, начиная отделять себя от близких взрослых, ребенок проявляет свою возрастную строптивость. Взрослые, настаивая на своем, проявляют не меньшее упрямство.
«Кризис 3-х лет» определение условное, так как временные рамки кризиса гораздо шире. У одних детей он может начаться в 2 года 10 месяцев, а у других в 3,5 года. Этот период характеризуется рядом симптомов, описанных многими исследователями.
Первый симптом, который свидетельствует о наступлении кризиса, является негативизм ребенка, т.е. отказ от выполнения любых требований со стороны взрослого, причем реакция идет не на содержание, а на саму просьбу взрослого.
Второй симптом кризиса 3-х лет – это упрямство, когда ребенок настаивает на чем-то не потому, что он этого хочет, а потому, что он этого потребовал.
Следующий третий симптом – строптивость. В отличие от упрямства строптивость носит более генерализованный характер, она направлена вовне, против устоявшихся норм жизни и вызвана стремлением настоять на своем собственном желании.
Четвертый симптом – своеволие, которое проявляется в том, что ребенок настаивает на самостоятельности в принятии решения.
Дубровина И.В. в книге «Практическая психология образования» пишет:
«…Для ребенка становится важна его успешность или неуспешность в делах и играх, он начинает остро и бурно реагировать на оценки, учится самостоятельно оценивать результаты своей деятельности. Он становится злопамятным и обидчивым, начинает хитрить. Ребенок начинает претендовать на равноправие со взрослым. Огромное желание получить положительную оценку со стороны взрослых, желание опередить сверстника часто толкают детей на то, что они сильно преувеличивают свои успехи».
Посткризисное развитие ребенка непосредственно зависит от того, как он взаимодействовал со взрослым.
Возможны 2 варианта:
1) если взрослый в целом позитивно оценивал личность ребенка, тактично и аргументировано указывал на недостатки и промахи, умел поддержать и похвалить за старание и инициативность, то ребенок научиться гордиться собой и своими успехами;
2) если взрослый стремился добиться подчинения любой ценой, наказывал за своеволие, стремился подловить на обмане, то скорее всего у ребенка разовьется желание противостояния взрослому, желание победить его и ответно добиться своего.
Во втором случае гневливость, раздражительность и упрямство укореняются, становятся чертами характера.
Психическое развитие детей в возрасте 3-4 года
Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие личности и индивидуальности. Малыш начинает четко осознавать кто он и какой он.
Внутренний мир ребенка начинает наполняться противоречиями:
- он стремится к самостоятельности и в то же время не может справиться с задачей без помощи взрослого;
- он любит близких, они для него очень значимы, но он не может не злиться из-за ограничения свободы.
Память ребенка 3-4 лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Запоминается то, что было связано с деятельностью ребенка, было интересно и эмоционально окрашено.
Внимание неустойчивое. Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком то одном предмете. Быстро переключается с одной деятельности на другую.
Эмоциональное состояние зависит от физического комфорта. Характерны резкие перепады настроения.
В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников.
Рекомендации:
- в общении с детьми 3-4 лет взрослым желательно вести себя корректно, уважая их мнение и выбор;
- поддерживать и хвалить за старание и инициативность, чтобы ребенок гордился собой и своими успехами;
- планируя игры с ребенком, ставить перед ним посильные задачи, справившись с которыми, ребенок был бы более уверен в себе и в своих силах;
- этот возраст хорош для начального обучения. Разучивайте с ребенком стихи, песенки, скороговорки, рисуйте с ним.
Советы родителям дошкольников
Как надо вести себя с маленьким лгунишкой?
- Попытайтесь выявить основную причину лжи и проанализировать ее.
- Выявите, малыш солгал безвинно или преднамеренно.
- Если преднамеренно, то почему? В чем виноваты вы? Кто при этом пострадал: вы, ваш ребенок или посторонний. Какая информация закодирована во лжи?
- Постарайтесь определить, какая эта ложь: ложь-нападение, ложь-защита, ложь-поплавок, ложь-фантазия, ложь во спасение, ложь-соломинка?
- Как только вам покажется, вы нашли возможную причину лжи, постарайтесь действовать и помогать ребенку. Постарайтесь объяснить ребенку, что следует за ложью и почему необходима честность. Расскажите ему история о том, к чему приводит ложь и сколько может доставить неприятностей.
- Учите его говорить любую правду.
- Старайтесь сделать все от вас зависящее, чтобы у ребенка не было заниженной самооценки. Почаще поощряйте его, не скупитесь на похвалу.
- Не разжигайте ревность и соперничество между детьми в вашей семье.
- Нельзя предъявлять к ребенку завышенные требования. Заботы малыша должны быть только возрастными. Дела – посильные.
- Не опекайте ребенка чрезмерно.
- Когда малыш обманывает, подражая сверстникам, вмешивайтесь в его дружеские отношения и, если надо, прекратите их.
- Когда малыш копирует своей ложью вас, задумайтесь серьезнее об этом. Чтобы научить ребенка честности, необходимо самим быть честным.
- Запомните, что маленький лгунишка – большой психолог. И потому, как вы прореагировали на его обман, он судит, как на самом деле вы относитесь к нему.
Как надо вести себя с ребенком, который берет чужое?
Как только вы выявили, что ваш ребенок берет чужие вещи, не паникуйте. Это еще не значит, что он станет вором. Вы должны знать, маленькие дети не воруют в том смысле слова, как мы понимаем. У них свои взгляды на «свое» и «чужое», отличные от наших.
Ребенок не ворует, а берет. Берет при всех, чтобы поиграть, насладиться вещью. Он еще не понимает разницы между общественной и личной собственностью. Малыш еще не зрел, и опыт жизни пока не научил его таким понятиям. Вам необходимо своевременно раскрыть ему их смысл.
- Не выливайте на ребенка лавину отрицательных эмоций.
- Постарайтесь успокоиться и отыскать возможную причину воровства, как бы надежно она не была скрыта.
- Объясните ребенку разницу между своим и чужим, а также почему чужое брать нельзя. Объясните ему, что чувствуют другие дети, когда лишаются чего-либо, что он будет чувствовать сам, когда другой ребенок неожиданно присвоит себе его любимую игрушку или вещь.
- Пойдите вместе с ним и возвратите чужую вещь ее владельцу. Но сделайте все это так, чтобы малыш не чувствовал позора.
- Объясните ребенку, что если ему захочется взять чужое, он сможет взять его только тогда, когда получит на это разрешение.
- Не искушайте малыша соблазнами, делая доступным недоступное.
- Учите малыша ответственности за собственное поведение.
- Когда малыш ворует беспричинно и постоянно, необходимо показать его психоневрологу и провести назначенную им коррекцию.
- Ребенок должен знать, что мама с папой не одобряют никакого воровства.
Если у вашего ребенка все в порядке, нет отклонения от нормы, он здоров, то это возрастное воровство окажется лишь мелким эпизодом в его жизни, исчезнув раз и навсегда в дальнейшем.
Как надо вести себя с застенчивым ребенком?
- Быть очень деликатным с ним.
- Не отвергать его и не использовать авторитарный метод воспитания, насильно заставляя его проявлять активность.
- Все делайте так, чтобы малыш чувствовал себя защищенным и независимым от вас.
- Гасите тревогу по любому поводу.
- Повышайте уровень его самооценки.
- Учите, чтобы он уважал себя.
- Хвалите его и делайте ему комплименты.
- Формируйте уверенность в себе.
- Помогите найти ему все то, что в чем он превосходит своих сверстников, и этой сильной стороной уравновесить слабую, как средство компенсации всех недостатков.
- Учите ребенка идти на разумный риск, уметь стойко переносить поражения.
- Тренируйте с ним навыки общения со сверстниками и взрослыми.
- Любыми способами поощряйте его игры со сверстниками.
- Помогите ему найти такого друга, который защищал его в среде сверстников.
- Не создавайте такие ситуации, в которых он бы ощущал себя неполноценным и был объектом даже самых невинных шуток и насмешек.
- Будьте нежными с ним.
- Сочувствуйте ему.
- Поддерживайте его.
- Следите за тем, чтобы между вами и вашим ребенком было полное доверие.
Как надо вести себя с ребенком, испытывающим страх?
- Первым делом выясните причину страха.
- При выборе воспитательных мероприятий, учитывайте, что страх имеет непроизвольный, неосознанный характер.
- Помните, что малыш не может управлять своим поведением и не владеет собой. Поэтому словесные убеждения неэффективны.
- Ни в коем случае не запугивайте ребенка (даже тогда, когда ему действительно может угрожать опасность).
- Обучайте терпимостью к страху и управлению им, а в некоторых случаях и противодействию источнику страха (например, пусть ребенок сам запугает драчуна, которого боится).
- Не перегружайте ребенка пугающими его сказками и историями.
- Если малыш боится темноты и замкнутого пространства, тогда зажгите лампу, откройте двери, побудьте рядом с ним.
- Чтобы ребенку не страшно было спать, пусть возьмет с собой в кроватку любимую игрушку.
- В некоторых случаях, у более старших детей, можно попытаться уменьшить страх при помощи стыда «Ты ведешь себя как маленький испуганный котенок».
- Постарайтесь проиграть пугающее малыша событие таким образом, чтобы страшное показалось смешным или обыденным в повседневности. Например, если ребенок боится собак, то затейте ему игру в пограничника, где он будет с любимой собакой охранять границу. Или расскажите, как переживала собака, когда малыш убегал от нее, потому что она очень хотела с ним подружиться. Необходимо, чтобы после игры у ребенка было убеждение, что страх его напрасный.
- Главное, не принуждайте ребенка делать то, что он еще не в силах сделать.
Учитель-логопед СП ДС «Буратино», Казимова Е.Н.
педагог-психолог СП ДС «Буратино» Потапова Л.В.